Что делать если страховая выплатила мало денег по ОСАГО после ДТП в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если страховая выплатила мало денег по ОСАГО после ДТП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.

Шаг №4: Суд со страховщиком

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Куда обращаться, если страховая компания выплатила мало денег по ОСАГО

Первый адресат — сам страховщик, у которого приобретен полис «автогражданки». Законодательство отводит страховым компаниям 20 дней с момента подачи заявления страхователем на выполнение экспертизы автомобиля. На основании ее результатов делается расчет суммы выплат. В случае занижения необходимо обратиться к страховщику с просьбой предоставить материалы экспертизы для ознакомления. Это поможет понять причину недооценки повреждений.

Правовым основанием для такого требования выступает п. 11 ст. 12 Закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО». Дополнительно следует попросить копию акта о страховом случае.

Во время анализа документов обращаем внимание на следующие факторы:

  • вид повреждений, представленных в отчете;
  • учет/игнорирование скрытых повреждений;
  • правильность определения стоимости деталей;
  • соответствие начисленной выплаты характеру дефектов.

Почему страховщик не доплачивает?

Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.

Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.

Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.

Читайте также:  Льготный проезд для школьников на электричке СПБ

Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.

Перед обращением в суд необходимо написать претензию в СК

Досудебная претензия – это последняя попытка пострадавшей стороны урегулировать спорный вопрос со СК без обращения в суд. Она составляется только при явных разногласиях в сумме компенсации или несвоевременных выплатах. Досудебная претензия необходима для следующего:

  • Решение вопроса без судебного разбирательства, если причиной конфликта стал человеческий фактор – ошибки экспертизы, некорректный расчет. Претензия поможет инициировать повторную проверку и признание СК несоответствия начисленной суммы фактической.
  • Развитие конфликтной ситуации будет задокументировано, что даст преимущества истцу при дальнейшей судебной тяжбе. Нужно сохранить копию претензии и все ответы СК.
  • Частичное удовлетворение требований пострадавшей стороны.

В интересах СК не доводить дело до судебного разбирательства.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

В исковом заявлении необходимо указать взыскующую сумму, которую страховая компания обязана будет выплатить по решению суда. Она должна быть обоснованной и может включать в себя несколько составляющих:

  • Разницу между полученной компенсацией и стоимостью фактического восстановления автомобиля. Основой для расчетов служит заключение независимой экспертизы и размер выплаченных средств.
  • Штраф в размере 50% от вышеописанной разницы. Он начисляется по нормам Закона о защите прав потребителей.
  • Компенсация дополнительных расходов. К ним относятся услуги юриста, услуги независимого эксперта по оценке состояния авто.
  • Моральная компенсация.

В случае принятия судом положительного решения все расходы, связанные с разбирательством, перекладываются на ответчика. Помимо вышеперечисленных сумм он обязан возместить размер государственной пошлины, которую оплатил истец перед подачей документов в суд.

Почему выплаты может не хватить на ремонт

Хоть размер ущерба и определяется страховщиком на основании методики Банка России, нередки ситуации, когда страховая насчитала мало по ОСАГО. Что делать, зависит от причины недоплаты. Их может быть несколько:

  • Расчет с учетом износа. Выплаты по обязательному страхованию производятся за вычетом амортизационного износа. Такая практика применяется повсеместно при страховании всех видов ответственности. И ОСАГО не является исключением.
  • Страховщик абсолютно правомерно принимает во внимание устаревание оборудования, несмотря на то что в Российских в магазинах не продают запасные части с износом.
  • Если вам не хватило выплаты на ремонт по этой причине, добиться от страховой компании доплаты не получится даже в суде.
  • Не все повреждения описаны в справке ГИБДД. Рассчитывая выплату, многие страховщики включают в сумму компенсации только те запчасти, которые содержатся в документах компетентных органов.
  • Для того чтобы получить компенсацию в целиком, требуется обратиться к инспектору, составляющему справку и внести в документ недостающие детали.
  • ДТП заявлено по Европротоколу. Правила ОСАГО разрешают водителям не дожидаться ГАИ для оформления незначительных аварий, в которых ущерб причинен только автомобилям. Для подтверждения события вместо справки ГИБДД страховщику предоставляется извещение о ДТП, которое оба участника ДТП заполняют на месте происшествия. Выплата по таким документам ограничена 50 т. р.
  • Если вы не уверены в размере причиненного вреда, вызовите и дождитесь ГАИ, чтобы впоследствии не попасть впросак.
  • При осмотре эксперт не заметил поврежденную деталь. Ситуация, когда машину предоставляют на осмотр в грязном виде, случаются сплошь и рядом. Казалось бы, ерунда, а в итоге мало заплатили по ОСАГО. Что делать? Нужно обращение об организации дополнительного осмотра, тогда страховщик сможет произвести доплату.

Обращение в суд — есть ли смысл

Без сомнения, есть!

Судебный иск дает шанс получить со страховщика значительно большие деньги, чем просто справедливое возмещение.

Как показывает практика многие судебные решения по данной категории споров выносятся в пользу потерпевших. При этом помимо недоплаченного возмещения они дополнительно получают:

  • Неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от недоплаты.
  • Штраф в размере 50% от такой суммы.
  • Понесенные ими затраты — например, на проведение экспертизы, на оплату юридических услуг, возмещение почтовых расходов и др.

При частичном удовлетворении иска, такие затраты взыскиваются судом с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Также в иске можно заявить требования не только к страховщику, но и к виновному лицу, если выплаты по ОСАГО недостаточно.

Допустим, по проведенной вами независимой экспертизе сумма ущерба ТС составила 50 тыс. руб. К ней вы можете добавить:

  • 50 тыс. судебного штрафа за факт недоплаты.
  • 60 тыс. пени за 2 месяца неуплаты (берем по минимуму) — 1% от 100 тыс. за каждый день.
  • 5 тыс. компенсации морального ущерба (берем по минимуму).

Итого: 215 тыс.! А ведь мы не посчитали еще утерю товарной стоимости, которую можно включить в иск, если параметры авто это позволяют.

Разумеется, что сумма всех судебных и внесудебных издержек, относящихся к вашему иску, также будет учтена и оплачена.

Как видите на подобных судах можно не просто взять свое, но и подзаработать.

Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?

Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.

Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.

Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.

Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

Если недоплатил страховщик, а обращения в компанию и к омбудсмену не принесли результата, обращайтесь в суд. Для грамотного составления иска прибегните к помощи опытного юриста. Он поможет собрать необходимые документы и спрогнозирует исход дела.

К заявлению приложите копии документов:

  • паспорт;
  • документы на автотранспорт – ПТС, СТС;
  • протокол сотрудника ДПС;
  • акт о страховом случае;
  • акт осмотра автомобиля специалистом СК;
  • экспертное заключение страховщика;
  • копию претензии в страховую фирму;
  • результат независимой экспертизы;
  • ответ, полученный от страховой организации.

Помимо недоплаченной компенсации, в судебном порядке можно взыскать со страховой фирмы дополнительные средства:

  • штраф за факт недоплаты – до 50 тысяч рублей;
  • компенсация морального вреда – от 5 000 рублей;
  • пени за просрочку перечисления средств – рассчитывается в размере 1% от размера недоплаты за каждый день.

Привлеките для расчета окончательной суммы иска профессионала. При самостоятельном расчете высока вероятность ошибок из-за незнания законодательства.

Споры по занижению компенсационной суммы рассматриваются мировым судом. Исковое заявление направляется в судебный орган по месту регистрации ответчика.

Как точно понять, что вам заплатили меньше

При наступлении страхового случая одна и сторон ДТП обязана вызвать сотрудника ГИБДД, с целью регистрации аварии. В рамках правил можно самостоятельно оформить ДТП, если сумма ущерба не превышает утвержденного лимита по региону.

С протоколом виновная сторона обращается в офис страховой компании, с целью получения компенсации. Что касается суммы выплаты, то решение во многих компаниях принимает специалист фирмы, а не независимый эксперт.

После того как выплата поступит на счет, определить занижение выплаты можно будет только при наличии специальной или самостоятельной экспертизы. Для проведения самостоятельной экспертизы потребуется обратиться в любой автосалон и попросить рассчитать сумму ущерба.

Читайте также:  Срок исковой давности по разделу имущества супругов после развода

Для проведения профессиональной (специальной) экспертизы необходимо:

  • обратиться к независимому эксперту;
  • заключить договор и сделать оплату;
  • предоставить машину;
  • получить официальное заключение, в котором будет указана сумма ущерба.

Далее останется сравнить сумму с полученной на счет и понять, насколько страховщик занизил выплату по ОСАГО. Если разница минимальная, то составлять претензию и добиваться доплаты не стоит. Это только трата личного времени. В других случаях следует отстаивать свои права.

Законные причины занижения выплаты

Среди законных причин опытные эксперты выделяют три. Рассмотрим их детально:

  1. Износ деталей. Это самая актуальная причина, почему финансовые компании снижают сумму компенсационной выплаты. Если изучить судебную практику, то практически 80% автолюбителей отстаивают права именно по этой причине. Начиная с 2014 года, Центральный банк установил максимальный предел снижения заменяемых деталей, который составляет 50% от их реальной рыночной цены.
  2. Вычитание повреждений из итоговой сметы. В данном случае страховщики просто не принимают к учету расходы, которые необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП), если на транспортном средстве повреждено более 25%. Также не учитывается повреждение при наличии коррозии на поврежденном элементе.
  3. Расчет ущерба без учета УТС. Это также «больная тема», по поводу которой ведутся частые разбирательства в судебном порядке. Согласно закону каждая компания обязана компенсировать утерю товарной стоимости. На практике дела обстоят иначе, и страховщики удерживают сумму.

Когда страховых выплат недостаточно, чтобы выполнить ремонт ОСАГО

На сегодняшний день российское законодательство устанавливает приоритетное прямое возмещение причинённого ущерба. Это значит, что пострадавшим лишь в определённых случаях будет произведена денежная выплата, по умолчанию же страховая компания оплатит ремонт транспортного средства. При этом сумма возмещения определяется не по смете автосервиса, а по установленной единой методике.

Случаи, когда на ремонт не хватает выплаты по ОСАГО, происходят достаточно часто. Поэтому водители должны хорошо знать, что предпринять в таких ситуациях.

Обычно страховая компенсация существенно меньше стоимости ремонта в таких ситуациях:

  • Оценка ущерба ниже, чем реальное положение вещей.
  • Стоимость устранения повреждений, которые были получены в ДТП, превышает установленный законодательством лимит.

В каждом случае существуют важные детали, которые важно принять во внимание и учитывать при дальнейших действиях.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Эти два критерия влияют на снижение общей суммы выплаты по ОСАГО. Это может привести к тому, что выплаты будут меньше, чем стоимость ремонта автомобиля после аварии.

Но каковы причины? Ну, вот:.

  • Износ компонентов — это просто физический износ компонентов в процессе эксплуатации автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше скорость износа деталей. В связи с этим страхование ОСАГО осуществляется в недостаточном объеме. Однако максимальный размер амортизации не может превышать 50%. Об этом говорится в статье 12(19) Закона «О страховании ОСЭ», который действует для автомобилей старше 5 лет. В результате, если у вас есть такой автомобиль, ваш страховщик может рассчитать амортизацию в размере 50% и уменьшить выплаты по ОСАГО ровно наполовину. Кроме того, при расчете допускается погрешность до 10%. Это активно используется страховщиками для снижения компенсаций пострадавшим.
  • Каталог РАМИ — это предварительный и рабочий каталог цен, используемый в качестве основы для расчета требований ОСАГО. Недостатком является то, что стоимость компонентов в этих каталогах часто отличается от рыночных цен. Эта разница может достигать 200%. А рассчитывая стоимость по единой методике Банка России, 755-П, 4 марта 2021 года, страховые компании по сути опираются на устаревшие комплектующие, что в конечном итоге приводит к неправильным расчетам. И снова страдают жертвы дорожных аварий.

Добавьте ко всем этим факторам стоимость запчастей, которые замаячат после марта 2022 года, и вы получите безрадостную картину: в 90% случаев страховщики заранее рассчитывают сумму, которой не хватит на восстановление вашего автомобиля. К сожалению, это реальность!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *