Обязательные работы как вид административного наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы как вид административного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в отношении граждан и организаций за нарушение административного законодательства. Оно предусматривается для тех случаев, когда нарушение не является преступлением, но требует применения мер дисциплинарного характера.

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Какие виды обязательных работ существуют?

Обязательные работы – это один из видов исполнительного наказания, который назначается судами в случае совершения административного правонарушения. Целью назначения обязательных работ является социально-психологическая реабилитация правонарушителя, а также предотвращение повторного совершения правонарушений.

В Российской Федерации обязательные работы регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно законодательству, обязательные работы могут быть назначены только лицам, достигшим возраста 16 лет. При этом, суд может назначить обязательные работы только в случае, если иное административное наказание, такое как штраф или административный арест, не является достаточным или целесообразным.

На выполнение обязательных работ может быть назначено лицо, имеющее специальность, соответствующую работе, которая будет выполняться. При отсутствии такой специальности, работа может быть выполнена на месте, указанном судом. Исполнительные работы могут быть назначены как в производственном, так и в административном порядке.

Обязательные работы, как правило, выполняются в течение определенного срока, который может составлять до 480 часов (это максимальное ограничение). В некоторых случаях, при наличии особых обстоятельств, суд может назначить обязательные работы в качестве альтернативы другому административному наказанию, такому как административный штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Назначение обязательных работ производится судом, на основании постановления. После назначения, исполнение обязательных работ осуществляется организацией-работодателем, которой может быть как государственное учреждение, так и частное предприятие. Также суд может поручить исполнение обязательных работ приставу-исполнителю.

Исполнение обязательных работ представляет собой механизм, при котором осужденный осуществляет трудовую деятельность в соответствующей организации-работодателе или на месте, указанном судом. Обязательные работы должны быть выполнены в полном объеме и в установленный судом срок. В случае уклонения от исполнения обязательных работ или их ненадлежащего выполнения, суд может принять решение о замене обязательных работ на иное административное наказание, такое как административный штраф или административный арест.

Важно отметить, что исполнение обязательных работ не является лишением свободы, поэтому осужденный сохраняет возможность свободно передвигаться в пределах города или района, где выполняются работы. Также, в случае наличия у осужденного инвалидности или иного состояния, которое затрудняет выполнение обязательных работ, суд может принять решение об отсрочке исполнения работ, а в некоторых случаях — о замене обязательных работ на иное административное наказание.

Какие санкции предусмотрены за неисполнение работ?

За неисполнение обязательных работ, назначенных в качестве административного наказания, предусмотрены определенные санкции. Ресурсы, предлагаемые для выполнения работ, включают в себя различные виды труда и профессиональных навыков.

Механизм исполнения данной санкции основан на назначении исполнительного органа, который может быть организацией или отдельным лицом. Для определения срока и графика выполнения работ, органами исполнительного вида наказания может быть разработано новое постановление.

В случае неисполнения работ в установленный срок, лицо, которому было назначено административное наказание, подлежит дополнительным санкциям. Какие именно санкции будут применены, зависит от характера правонарушения и органа, назначившего наказание.

Одной из возможных санкций является конфискация имущества. В этом случае, органы исполнительного вида наказания могут изъять у лица, не исполнившего работы, определенные ценности или предметы. Также могут быть применены штрафные санкции, которые оговариваются в постановлениях об административном наказании.

Для некоторых категорий населения, таких как инвалиды, может быть предложена замена обязательных работ на альтернативные меры наказания. Например, инвалидам может быть предложено выплатить определенную сумму денег в качестве возмещения ущерба или пройти курс лечения.

Важно отметить, что неисполнение обязательных работ может быть также сопряжено с периодическими отчетами и контролем со стороны органов исполнительного вида наказания. Лицу, которому назначено административное наказание, может быть предложено предоставить отчет о выполнении работ в определенные сроки.

Таким образом, санкции за неисполнение обязательных работ могут включать конфискацию имущества, штрафные санкции, замену работ на альтернативные меры наказания, а также контроль и периодические отчеты о выполнении работ. Все эти меры направлены на обеспечение исполнения административного наказания и совершенствование отношений в обществе.

Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).

Читайте также:  Проверка военкомата в организации в 2024 году

Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:

а) беременным женщинам;

б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;

в) инвалидам I и II групп;

г) военнослужащим;

д) гражданам;

е) призванным на военные сборы;

ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.

Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).

При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.

Время обязательных работ не может превышать:

а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;

б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

Виды правоограничения обусловленных обязательными работами

Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).

Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы представляют собой единственное административное наказание, исчисляемое в часах, его предельные сроки установлены при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4, 6 ст. 20.2 и ч. 2 ст. 20.22 КоАП в случае причинения телесного вреда или имущественного ущерба (об особенностях правоограничений, сопряженных с применением обязательных работ, см. также параграф 11.16 настоящего издания).

Уклонение от отбывания обязательных работ квалифицируется по ч. 4 ст. 20.25 КоАП.

Кому назначается подобное наказание?

Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

  • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
  • нарушения при скоплении людей;
  • блокировка движения личного и общественного транспорта.

Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

  • инвалиды;
  • безработные;
  • беременные женщины;
  • матери детей младше трех лет.

Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

Особенности применения обязательных работ по разным видам административных правонарушений

Обязательные работы являются одним из видов административного наказания, которое назначается судом за совершение административных правонарушений. Однако, в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, применение обязательных работ может иметь некоторые особенности.

В случае с административными правонарушениями, связанными с нарушением правил дорожного движения, обязательные работы часто назначаются в качестве дополнительного наказания к административному штрафу или лишению водительского удостоверения. Такие работы могут включать выполнение работ по обустройству и обслуживанию дорог, маршрутов общественного транспорта и другие виды дорожных работ, с целью предотвращения дальнейших нарушений правил дорожного движения.

Читайте также:  Замена стороны в исполнительном производстве по исполнительной надписи нотариуса

Для административных правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка, обязательные работы могут предусматривать выполение определенных работ в общественных местах или объектах. Например, это может быть уборка территории, разборка и сборка конструкций, установка памятников, проведение коммунальных работ и т.д. Целью таких работ является восстановление общественного порядка и общественной дисциплины.

Административные правонарушения, связанные с нарушением правил торговли и предоставления услуг, также могут предусматривать назначение обязательных работ. При этом, работы могут включать выполнение заданий на обслуживание клиентов, уборку помещений, устройство и обслуживание торгового оборудования и другие виды работ, направленные на исправление совершенных нарушений и предотвращение их повторения.

Использование обязательных работ в качестве административного наказания позволяет достичь двух целей: с одной стороны, оно дает возможность наказать виновного лица и привлечь его к выполнению общественно полезных работ, а с другой стороны, оно имеет целью предотвращение повторения правонарушений и восстановление нарушенного порядка. В каждом случае применение обязательных работ должно быть соразмерно характеру и тяжести совершенного нарушения, а также учитывать личность виновного лица и его возможности для выполнения таких работ.

Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:

  • дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
  • обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
  • состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
  • работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
  • вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. КоАП РФ.

Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.

Виды обязательных работ

Обязательные работы не могут быть престижными. Их основная цель — воспитание нарушителя. Тем более, отрабатывать наказание осужденный должен по месту прописки, а значит его могут увидеть друзья и знакомые, что призвано усилить эффект. Однако, вынося постановление, суд не назначает конкретный вид работ. Поскольку они должны приносить пользу, то право определить обязанности остается за местными властями по согласованию с ССП. Они могут выбрать деятельность (из списка возможных), выполнение которой наиболее необходимо в данный момент. Это может быть:

уборка территории, а также придомовых площадей и подъездов;
озеленение района;
земляные работы;
помощь в ремонте помещений (подвалов, чердаков, подсобок);
ремонт систем канализации и водопровода;
дорожные работы;
загрузка и выгрузка;
любая занятость по благоустройству района.

Поскольку практически все виды обязательных работ связаны с физическим трудом, иногда тяжким, то назначаться обязательные работы административного наказания, как и уголовного не могут людям, имеющим группы инвалидности, беременным и воспитывающим малолетних детей женщинам. Военным или призванным на военные сборы также не могут быть присуждены обязательные работы. От них также освобождаются лица, признанные невменяемыми, и пенсионеры. Наказание не может быть присуждено безработным.
В качестве обязательных работ никогда не назначаются сложные работы, требующие большой ответственности. Обычно осужденные делают то, что обычно поручается подсобным рабочим, не имеющим квалификации.
В процессе отбывания наказания деятельность может меняться в соответствии с нуждами. Выполнять работы нарушитель может в муниципальной или частной организации, которая и будет осуществлять контроль за выполнением обязанностей.

Порядок несения наказания

После того, как суд вынес решение наказать нарушителя обязательными работами, приговор должен быть приведен в исполнение в течение 10 дней, после оглашения.
Учет наказанных таким образом лиц ведут судебные приставы, они же взаимодействуют с местными властями для назначения определённой деятельности нарушителю. Назначается график отбывания наказания.

Следить за четким выполнением постановления, а также вести отчетность отработанных часов будут местные власти. Они также должны ознакомить нарушителя с правилами безопасности и проследить за их выполнением, вести учет отработанных часов.

На наказанных возлагается ответственность добросовестно выполнять любые порученные им в рамках наказания задания, а также уведомлять приставов при смене места жительства.
Есть критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны уклоняющимися от выполнения обязанностей:

  • невыход на работы более 2 раз в течение месяца;
  • повторное нарушение дисциплины в течение месячного срока прохождения обязательных работ;
  • попытки скрыть от органов, контролирующих отбывание наказания.

В таких случаях осужденный получает предупреждение. При наличии 2 и более, контролирующий орган (организация) обращается в суд для изменения наказания на более строгое.
Необходимо учитывать, что уголовно-исполнительный орган получает информацию не только о количестве отработанных часов, но также о поведении гражданина. В случае установленного уклонения от выполнения работ осужденного могут задержать на срок от 2 до 30 суток, поскольку отказ от выполнения является самостоятельным правонарушением и карается штрафом от 120 до 300 тыс. р.
В рабочие дни граждане могут выполнять обязательные работы 2 часа в день (4 при их согласии), в выходные – 4. При этом в течение недели общее число отработанных часов должно быть не менее 12. Меньшее количество допускается только при наличии уважительных причин и разрешении пристава.

Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:

а) беременным женщинам;

б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;

в) инвалидам I и II групп;

Читайте также:  Получение гражданской пенсии военным пенсионерам в 2024 году

г) военнослужащим;

д) гражданам;

е) призванным на военные сборы;

ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.

Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).

При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.

Время обязательных работ не может превышать:

а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;

б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

Как происходит исполнение

Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:

  • состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
  • нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
  • норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
  • сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.

Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.

Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:

  • после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
  • постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
  • по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.

Что будет в случае злостного уклонения

Осужденного должны познакомить с внутренним распорядком организации, где ему предстоит заниматься общественно полезной деятельностью. Ему составляют график, а все отработанное время фиксируется. В уголовно-исправительную инспекцию обязательно докладывают о том, сколько часов человек проработал, как он себя ведет, а также были ли случаи уклонения от деятельности. При возникновении нарушения со стороны осужденного его предупреждают, что данное наказание могут заменить на более строгое.

Злостное уклонение – это не выход больше двух раз за месяц по составленному графику. При этом у человека нет для этого уважительной причины. Сюда же относится нарушение трудовой дисциплины не менее двух раз.

Если человек скрылся для того, чтобы не нести свое наказание, и о его местонахождении ничего неизвестно, тогда его имеют право задержать на период до двух суток. По решению судебного органа данный срок могут продлить на месяц. При этом по решению суда могут заменить приговор на принудительные работы или лишение свободы. Именно поэтому человеку лучше исправно выполнять положенную деятельность, чтобы не пришлось столкнуться с более суровым наказанием.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *