Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы на электроэнергию ОДН в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику
Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.
В 2024 году метод расчета и формулы не менялись.
В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:
Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об), где:
- V об — показания общего счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь всех квартир дома.
Что входит в общедомовое имущество?
К общему имуществу собственников квартир в МКД относятся:
- нежилые помещения — лестничные площадки, коридоры, лифты, чердаки, технические этажи и другие нежилые помещения в доме. Они не являются собственностью отдельных жильцов, но обеспечивают доступ к квартирам или нужны для размещения коммунального и другого оборудования;
- конструкции — крыша, стены, фундамент, перекрытия;
- земельный участок и элементы благоустройства (газоны, клумбы, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки).
Общедомовые нужды с 01 января в 2022 году
С 2022 года должны были устанавливаться только интеллектуальные приборы учета электрической энергии.
Однако 1 января 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 № 2516. Оно перенесло ряд сроков, связанных с исполнением этой обязанности, на более поздние даты. В частности, в новой редакции изложен п. 30 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890:
«Прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета в следующем порядке:
а) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 28 февраля 2022 г., – не позднее 14 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
б) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2022 г., – не позднее 12 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
в) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 мая 2022 г. по 30 июня 2022 г., – не позднее 10 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
г) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 июля 2022 г. по 31 августа 2022 г., – не позднее 8 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
д) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г., – не позднее 6 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
е) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г., – не позднее 4 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
ж) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию после 1 января 2023 г., – не позднее 2 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию.».
Еще одна отсрочка с 2022 на 2023 год.
Постановлением от 29.12.2021 № 2546 Правительство РФ внесло изменения по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Ожидание | Реальность |
Органы государственной власти субъектов РФ до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, при условии утверждения органами государственной власти субъектов РФ программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2022 г. | Органы государственной власти субъектов РФ до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, при условии утверждения органами государственной власти субъектов РФ программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2023 г. |
Органам государственной власти субъектов РФ утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2022 г. | Органам государственной власти субъектов РФ утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2023 г. |
Установить, что пункт 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг действует до 1 января 2022 г. | Установить, что пункт 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг действует до 1 января 2023 г. |
Обязательны общие собрания
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Что такое нормативы потребления КУ, каким образом они определяются и зачем нужны
Фиксированную стоимость в Москве формируют органы местной власти, в Санкт-Петербурге это в компетенции специально созданного комитета.
Если окажется, что семья использует некий ресурс в объёме, который даже незначительно превышает установленную в регионе норму, им придётся оплатить излишек. В этом случае обычно применяется повышенная ставка тарифов. Часто случается, что граждане видят в платёжке завышенные, по их мнению, цифры и пытаются оспорить их путём подачи заявления на перерасчёт. Если подобное случилось, нужно обратить внимание на объём использованного ресурса и сравнить его с региональной нормой.
Норматив может меняться в зависимости от того, сколько человек прописано в квартире, какая этажность дома и его муниципальная категория. Периодически местные власти пересматривают установленные нормативы, так что платёжки в прошлом и текущем месяце могут ощутимо различаться.
Фиксированный тариф позволяет решить сразу несколько проблем:
- ЖКХ и УК получают возможность чётко сформировать ставку на оказываемые гражданам услуги;
- Для каждого вида коммунальных услуг устанавливаются отдельные нормы потребления из расчёта на 1 гражданина;
- Установить тарифы, которые можно чётко обосновать;
- Определить, какая оптимальная величина субсидий.
Постановление Правительства об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг под номером 306 дало определение понятиям нормативов, а также показало, какие методы используются для их определения.
Как формируются нормы на водоснабжение
Холодная вода в многоквартирном доме используется в том числе для очищения сетей, предполагаемые потери ресурсов при аварийных ситуациях, а также для обеспечения потребностей общественных зданий и территорий поблизости. Аналогично обстоят дела с горячей водой, которая тратится на технические работы при подключении отопительной системы, ремонтные работы, когда необходимо сбросить лишнюю воду из стояка и общедомовые потери, которые просто неизбежны.
На 2024 год норма потребления воды равна примерно 3-5 кубометров.
При расчёте норматива по холодному водоснабжению в качестве базы используют такие параметры:
- Есть ли в доме общая система водоотведения;
- Установлено ли централизованное водоснабжение;
- Какие категории ванн установлены и каков их объем.
Как и в ситуации со светом, по горячему водоснабжению норматив рассчитывается путём вычитания показателей индивидуальных приборов учёта из общедомовых. При этом норматив по водоотведению не может быть больше суммарного норматива холодной + горячей воды, потраченных на нужды многоэтажного дома.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Нормы в регионах России в 2023 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2023 год.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Новые стандарты на оборудование
С вступлением в силу новых нормативов по ОДН электроэнергии с 01.07.2024 года, встают перед предприятиями и организациями новые требования и стандарты на оборудование.
Одно из ключевых изменений касается обновления и модернизации энергетического оборудования. В новых нормативах установлены требования к производству и эксплуатации оборудования, направленные на обеспечение безопасности и эффективности энергоснабжения.
Во-первых, предприятия должны применять только сертифицированное оборудование, соответствующее требованиям стандартов и нормативов. Такой подход позволит исключить использование устаревшего и некачественного оборудования, которое может вызывать аварии и нарушения в работе энергосистемы.
Во-вторых, новые стандарты устанавливают требования к поверке и техническому обслуживанию оборудования. Предприятия обязаны регулярно проводить проверку и обслуживание всех энергетических устройств, чтобы гарантировать их работоспособность и надежность.
Кроме того, предприятия должны соблюдать требования к маркировке оборудования. Значительное количество информации о характеристиках оборудования должно быть нанесено непосредственно на изделие или на соответствующие этикетки. Это позволит оперативно определить характеристики оборудования и принять необходимые меры при возникновении проблем или аварий.
И наконец, новые стандарты также устанавливают требования к контролю и управлению энергопотреблением. Предприятия должны использовать специальные системы и технологии, позволяющие оптимизировать энергопотребление, снижать утечки и потери электроэнергии.
Реализация новых стандартов на оборудование позволит повысить безопасность и эффективность электроэнергетических систем и обеспечить более стабильное энергоснабжение предприятий и организаций.
Экологические требования и нормы на ОДН
Российская Федерация активно продвигает экологические ценности и призывает к ответственности по отношению к окружающей среде. В Москве, как столице страны, особое внимание уделяется экологическим требованиям и нормам на общедомовые нужды (ОДН).
ОДН, или общедомовые нужды, включают в себя потребление ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности жилого дома или жилого комплекса в целом. Эти ресурсы включают воду, электроэнергию, тепло, газ, а также обработку и утилизацию отходов.
В рамках экологических требований и норм на ОДН в Москве в 2024 году были установлены следующие нормы:
- Ограничение потребления воды: в среднем не более 4 кубических метров в месяц на одного жильца. В ряде многоквартирных домов, где установлены индивидуальные счетчики, норма может быть снижена.
- Снижение потребления электроэнергии: в Москве активно осуществляется кампания по замене общедомовых электросчетчиков на более точные и современные модели, что позволяет снизить потребление электроэнергии в жилых домах.
- Экономия тепла: в Москве применяются инновационные технологии для экономии тепла в жилых домах. Одним из примеров является установка утепленных окон и современных систем отопления.
- Раздельный сбор и утилизация отходов: обязательным требованием является раздельный сбор мусора и его правильная утилизация. Для этого в каждом доме должны быть предусмотрены специальные контейнеры для отделения биологических отходов, пластика, стекла и металла.
Такие экологические требования и нормы на ОДН способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду и созданию более комфортной и экологически чистой атмосферы для жителей Москвы.
Размеры нормативной площади для различных типов объектов
Нормативная площадь объекта дорожно-транспортной инфраструктуры (ОДН) в Москве в 2024 году определяется в зависимости от его типа.
Вот некоторые типы объектов и размеры нормативной площади для них:
- Автомобильные дороги и магистрали: нормативная площадь определяется исходя из требований к числу полос движения, ширины проезжей части и обочин
- Мосты и путепроводы: нормативная площадь зависит от количества транспортных потоков, типа и конструкции сооружения
- Остановки общественного транспорта: нормативная площадь определяется в зависимости от ожидаемого числа пассажиров и требований к комфорту и безопасности
- Парковки и гаражи: нормативная площадь рассчитывается исходя из количества машин, которые должны быть размещены, и требований к маневренности и безопасности автотранспорта
- Велодорожки: нормативная площадь зависит от предполагаемого числа велосипедистов, ширины полосы движения и требований к безопасности
Точные размеры нормативной площади для разных типов объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в Москве устанавливаются в соответствии с городскими нормативными документами и требованиями к безопасности и пассажирообороту.