Как учитывать основные средства на консервации в казенном учреждении в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать основные средства на консервации в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно пункту 39 Инструкции по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) в течение срока полезного использования объекта ОС начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте

Оценочное обязательство, если срок его исполнения превышает 12 месяцев, включается в стоимость капвложений в дисконтированной величине (п. 20 ПБУ 8/2010). Обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды исполняют после того, как закончат использовать основное средство. Значит, они всегда будут дисконтированными, так как срок полезного использования ОС всегда больше 12 месяцев.

В конце 2023 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2023 года, но разрешено досрочное применение уже в 2023 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.

По новому стандарту ограничений нет, фирма может установить лимит в любой сумме, которая определена с учётом существенности информации. Можно закрепить лимит на уровне 100 тыс. рублей — это устранит расхождения между бухгалтерским и налоговым учётом. Можно выбрать даже более высокий уровень, если с учётом масштабов и характера деятельности это не отразится на качестве информации, формируемой в учёте и отчётности.

Консервация и расконсервация основных средств учреждения

В Инструкции пункт 11 Инструкции № 174н внесен изменения. Ранее говорилось, что перевод основного средства на консервацию следует отражать в учете как внутреннее перемещение. Теперь указано, что перевод основного средства на консервацию никак на балансовых счетах 010100000 не отражается. Разберемся с этим подробнее.

В Инструкции № 157н термин «консервация» встречается в двух пунктах:
1) в пункте 38 дважды подчеркивается, что основное средство, переведенное на консервацию, продолжает считаться основным средством;
2) в пункте 86 предписано прекращать начисление амортизации, если основное средство переведено на консервацию более чем на три месяца.
Понятно, что для бухгалтерского учета нет никакой разницы, покрыли основное средство смазкой от коррозии или нет. Следует сделать вывод, что разработчики инструкций по учету в государственных (муниципальных) учреждений имели ввиду какое-то свое, особенное значение термина «консервация основных средств», но забыли его довести до пользователей инструкции донести.
Остается только делать догадки. Наверное, для целей бухгалтерского учета под «консервацией» следует иметь ввиду временное прекращение эксплуатации. А под «расконсервацией» следует понимать возобновление эксплуатации основного средства.

Каковы основные правила списания ОС в бюджетной системе?

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

  1. Об основаниях для списания имущества.

Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.

Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):

  • продажа, мена, дарение объекта ОС;
  • внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
  1. О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.

Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения).

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

  1. О документировании списания ОС.

Основной документ в данном случае — акт списания основного средства в бюджетном учреждении. Его составляет специальная комиссия по списанию ОС (п. 10 Положения, п. 13.5.8 Приложения к приказу 331).

Документальное оформление

Порядок документального оформления перевода основных средств на консервацию и их расконсервацию не урегулирован законодательными актами по ведению бюджетного учета, поэтому учреждение должно разработать его самостоятельно.

Предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления не используемого в деятельности учреждении имущества.
  2. Составляются инвентаризационные описи в порядке, предусмотренном Приказом № 52н.
  3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов ОС на консервацию. В обязанности комиссии входит осмотр объектов с целью оценки экономической целесообразности проведения консервации и оформление соответствующих документов.
  4. Утверждается приказ руководителя о переводе объектов ОС на консервацию. В нем прописываются причины перевода, перечень консервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки консервации.
  5. Оформляется акт о консервации объектов основных средств. Форму этого документа следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политики организации, так как форма акта не утверждена Приказом № 52н. Акт должен содержать наименование ОС, инвентарный номер, балансовую стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины, сроки консервации, подписи членов комиссии руководителя учреждения.
  6. Составляется смета расходов на консервацию с указанием затрат на поддержание законсервированных объектов в исправном состоянии.
  7. Вносится запись о консервации в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 050431, 0504032), если данная процедура производится на срок от трех месяцев.

При расконсервации:

  1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления фактического наличия находящегося на консервации имущества.
  2. Составляются инвентаризационные описи по объектам нефинансовых активов в порядке, установленном Приказом № 52н.
  3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств, которая будет проводить оценку технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации, и составлять соответствующие документы.
  4. Утверждается приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств.
  5. Оформляется акт о расконсервации объектов основных средств по форме, утвержденной учетной политикой учреждения. Он должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, сведения о техническом состоянии расконсервируемого объекта, подписи членов комиссии по расконсервации основных средств и руководителя учреждения.
  6. Составляется смета расходов на проведение работ по расконсервации.
  7. Вносится запись о расконсервации в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), если консервация производилась на срок более трех месяцев.

Отметим, что в унифицированных формах инвентарных карточек учета нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), которые утверждены Приказом № 52н, отсутствуют поля для отражения информации о консервации (расконсервации) основных средств. Поэтому учреждение может доработать указанные формы (ввести дополнительные графы, разделы) и закрепить их применение в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н ).

Учет основных средств, признанных неактивами

Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики. Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 8 Стандарта «Основные средства»).

Признание объекта основных средств в бухгалтерском учете в качестве актива прекращается в случае выбытия объекта имущества при прекращении по решению субъекта учета использования объекта основных средств для целей, предусмотренных при признании объекта ОС, и прекращении получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта ОС (пп. «а» п. 45 Стандарта «Основные средства»).

В соответствии с Методическими указаниями по применению Стандарта «Основные средства» (письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237) материальные ценности, принятые к учету в составе основных средств, в отношении которых комиссией субъекта учета установлена невозможность (неэффективность) получения экономических выгод и (или) полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (извлечение полезного потенциала), подлежат отражению на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией субъекта учета при проведении инвентаризации определяется статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению).

Объекты ОС, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится. Определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.

Читайте также:  На 3 го ребенка что положено в 2024 году выплаты

Согласно пункту 10 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, выбытие с балансового учета объектов основных средств в случае выявления комиссией по поступлению и выбытию активов несоответствия основных средств условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность, принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 104 00 000 «Амортизация», 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 114 10-0 101 134 10, 0 101 154 10, 0 101 324 10, 0 101 344 10-0 101 384 10) с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества и при условии его демонтажа.

Аналогичные положения приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

В соответствии с Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (Приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) при выбытии объекта основных средств с балансового учета Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 050-40-31) закрывается. На дату выбытия объекта основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 050-40-31) отражается балансовая стоимость и сведения о начисленной амортизации, начисленном обесценении, в Разделе 3 Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 050-40-32) отражается балансовая стоимость выбывшего объекта.

Какие средства считаются основными

Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.

Имущество признается ОС, если:

  • Обладает материальной формой.

  • Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.

  • Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).

  • Пользование объектом приносит прибыль организации.

Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:

  • У него есть материальная форма.

  • Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.

  • Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.

  • Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

В связи с многочисленными обращениями организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Департамент корпоративного управления направляет разъяснения порядка списания и реализации (продажи) федерального движимого имущества.

В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные бюджетные и автономные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 или абзацем 3 пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, автономные учреждения также вправе распоряжаться указанным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено частью 6 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Вопросы списания федерального имущества государственных бюджетных и автономных учреждений регламентированы Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

В соответствии с подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения списание особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, осуществляется по согласованию с федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя таких учреждений.

Таким образом, государственные бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять списание особо ценного движимого имущества, приобретенного ими за счет собственных средств, самостоятельно.

В целях рассмотрения вопроса о согласовании списания федерального имущества, закрепленного учредителем либо приобретенного ими за счет средств выделенных учредителем на приобретение такого имущества, организациям необходимо предоставлять в адрес Минобрнауки России комплект документов, перечень которых установлен приказом Минобрнауки России от 01.08.2018 N 19н, посредством их размещения на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью в разделе «Корреспонденция».

При этом обращаем внимание, что выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с пунктом 12 Положения и подразумевает ликвидацию объекта (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п.), в связи с чем возможность его дальнейшей реализации не предусмотрена и будет являться нарушением требований Положения. Кроме того, после согласования учредителем списания особо ценного движимого имущества и утверждения акта о списания руководителем организации целесообразно осуществить утилизацию особо ценного движимого имущества посредством сдачи (продажи) содержащегося в них лома черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ртутьсодержащих отходов, в установленном законодательствам порядке.

По вопросу порядка согласования реализации (продажи) движимого имущества сообщаем, что подведомственным организациям необходимо предоставлять комплект документов, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации», а также дополнительно направлять:

— сведения об учете особо ценного движимого имущества в реестре федерального имущества;

— копию отчета (акта) технического состояния особо ценного движимого имущества с оценкой его рыночной стоимости.

В случае, если к реализации предлагаются транспортные средства, то в дополнение к указанным документам, организациям необходимо предоставлять:

— копию паспорта транспортного средства;

— копию свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

— сведения о прохождении транспортным средством последнего технического осмотра;

— материалы фотофиксации транспортного средства с отображением идентификационного и инвентарного номеров, а также текущей даты осуществления данной фотофиксации;

— документы, содержащие информацию за счет каких источников финансирования было приобретено указанное транспортное средство (балансовая справка, платежные документы, копия государственного контракта).

При этом обращаем внимание, что реализация особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями и приобретенного за счет приносящей доход деятельности, осуществляется самостоятельно.


Минобрнауки разъяснило подведомственным учреждениям:

— как списать особо ценное движимое имущество, которое организации приобрели за счет собственных средств;

— как выбытие объектов отразить в бухучете;

— каковы особенности реализации транспортных средств;

— каким способом рекомендуется реализовать имущество.

Порядок Списания Особо Ценного Имущества В Бюджетных Nekmcrb[ Учреждениях 2021

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!Узнайте сейчас: ☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными ☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры ☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного ☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали ☑ Отпуск начинается в субботу.

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в Московской области в 2024 году

11. При отсутствии одного или нескольких документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, либо в случае их несоответствия требованиям оформления, установленным главой 3 настоящего Порядка, министерство в течение 15 дней возвращает представленные документы без рассмотрения.

6) заверенные учреждением копии документов технического учета, паспорт изделия (при списании транспортного средства — технический паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации автотранспортного средства, документ о прохождении последнего техосмотра);

  • Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
  • Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
  • Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
  • Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
  • Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.

Любое имущество, как движимое, так и недвижимое, должно быть отображено в бухгалтерском учете на балансе предприятия. И уже исходя из стоимости собственности бухгалтером должно быть принято решение относительно того, в какую группу необходимо определить имущество.

Утилизация автомобиля: читаем стандарт

  • осмотреть объект основных средств, запланированный к ликвидации;
  • принять решение о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, о возможности и эффективности его восстановления;
  • определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемого основного средства;
  • установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
  • выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);
  • подготовить акт о списании основного средства и документы для согласования с вышестоящей организацией.

Порядок распоряжения (в т. ч. порядок согласования документов по списанию) имуществом субъектов РФ (муниципальным имуществом) устанавливают соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении федерального имущества такой порядок установлен Правительством РФ ( п. 1 постановления Правительства РФ от 14 октября 2021 г. № 834). Подробнее об этом см. Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества.

Для принятия решения о ликвидации основного средства в учреждении следует создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов. Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель учреждения. В состав комиссии включите сотрудников, обладающих специальными знаниями.

Существует определенный порядок списания основных средств, которого нужно придерживаться в 2021 году. Рассмотрим, какие документы при этом стоит подготовить, какие проводки использовать для отражения операции в бухучете предприятия. Все ОС когда-то изнашиваются.

Иногда аудитор предъявляет претензии о завышении стоимости основных средств в отчетности в связи с отражением в их составе постоянно не используемых объектов, а организация объясняет несписание таких объектов тем, что их можно использовать на запчасти или сдать в металлолом, что принесет определенный доход. Это ошибочная трактовка.

Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе отчуждать или иным образом распоряжаться объектами ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными за счет средств, выделенных учредителем, только с согласия учредителя. Данная норма закреплена в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), п. 2 ст.

Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Напомним, порядок отнесения имущества бюджетного, автономного учреждений к категории особо ценного движимого имущества был установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Кроме того, утверждены отраслевые порядки Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры и т. д. Аналогичные порядки действуют в регионах и муниципальных образованиях.

В пакет документов на списание входят:

  • перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

  • копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

  • копия протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

  • акты о списании имущества и документы согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Как правило, это:

  • копия инвентарной карточки;

  • техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.

Кроме того, при списании автотранспортного средства дополнительно необходимо представить:

а) копию паспорта транспортного средства;

б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.

В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС и не проводит никаких мероприятий, преду­смотренных актом о списании (п. 52 Инструкции № 157н), так как собственник может и не согласовать списание и учреждение будет обязано продолжать быть балансодержателем транспортного средства.

Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле. С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.

Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220). Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ). В случае, когда имущество изначально приобреталось за счет бюджетных средств, расходы на его ликвидацию (утилизацию) не включаются в налоговую базу.

Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.

С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

* * *

В заключение еще раз сформулируем основные выводы.

Выбытие с балансового учета основного средства, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.

Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Во всех остальных случаях выбытие объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.

Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.

Читайте также:  Анализ рынка земли Московской области в 2024 году

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Операция

Дебет

Кредит

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

0 104 ХХ 410

0 101 ХХ 410

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

0 401 10 271

0 101 ХХ 410

При стихийных бедствиях

0 401 10 273

0 101 ХХ 410

Прочие причины

0 401 10 172

0 101 ХХ 410

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

0 105 ХХ 340

0 401 10 172

Отражены произведенные затраты на списание объекта

0 401 20 200

0 302 ХХ 730

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2021 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Что относится к основным средствам

Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.

К основным средствам принято относить:

  • здания и сооружения;
  • машины и оборудование;
  • приборы, устройства и инструменты;
  • вычислительную технику;
  • транспортные средства;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • племенной и рабочий скот;
  • многолетние насаждения;
  • дороги.

Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.

Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:

  1. Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
  2. Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
  3. Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
  4. В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.

К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.

1. Учет поступления основных фондов.

Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:

  • Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
  • Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.

Для бюджетного учета проводки будут следующими:

  • Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
  • Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
  • Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.

2. Учет выбытия основных фондов.

Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:

  • Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
  • Дт 91 Кт 68 — НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.

Для чего производится списание ОС?

Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.

В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.

Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.

Порядок списания ценного имущества в ООО

Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:

  • Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
  • Оформление нужной регламентирующей документации;
  • Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
  • Проведение демонтажа и разборки техники;
  • Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.

Повышение финансового порога и новые стандарты работы

Одновременно с увеличением финансового порога, учреждения также будут обязаны соблюдать новые стандарты работы. Они касаются организации управления, процессов взаимодействия с гражданами и других сторонних организаций, а также качества предоставляемых услуг.

Новые стандарты работы казенных учреждений:
1. Обязательное ведение электронной базы данных всех документов и процессов учреждения.
2. Регулярное проведение аудита деятельности и предоставление отчетности соответствующим контролирующим органам.
3. Внедрение системы мониторинга качества предоставляемых услуг и обратной связи от граждан и клиентов.
4. Развитие системы электронного взаимодействия с гражданами и организациями, включая возможность получения информации и предоставления заявлений через интернет.
5. Повышение квалификации сотрудников и создание программы обучения на основе современных требований и практик.

Внедрение данных изменений позволит казенным учреждениям оперативно и эффективно решать поставленные задачи, улучшать работу, а также повышать уровень доверия и удовлетворенность граждан и клиентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *